ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ: КАК И ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ

Об этом мы поговорили с членом Европейской ассоциации психотерапии (EAP) Екатериной Трофимовой
Школьный психолог есть в каждой школе. Вот только о его существовании догадываются далеко не все родители. Почему? Во многом потому, что он один, а учеников сотни. И усилия специалиста, как правило, направлены, на помощь «проблемным детям» и «трудным подросткам». О том, какова же на самом деле функция школьного психолога мы поговорили с член Европейской ассоциации психотерапии (EAP) Екатериной Трофимовой.

Екатерина Владимировна, зачем вообще нужен школьный психолог?
- Каждый класс либо коллектив — это система. И в ней по своим определенным закономерностям происходят разные процессы: они могут быть как конструктивными, так и деструктивными — разрушающими. Последние, в свою очередь, мешают ребенку нормально, полноценно расти и развиваться. И ему необходима помощь. Что послужило причиной — нужно разбираться отдельно в каждом конкретном случае.
Так вот, школьный психолог может быть включен в систему класса: стать как ее внутренним элементом, так и внешним. А значит, рассмотреть происходящие события с точки зрения закономерности развития системы: иметь доступ и к родителям, и к ученикам для того чтобы прояснить ситуацию и помочь с ней справится.

Какова его функция?
- Он должен не вовлекаясь эмоционально, не принимая ту или иную точку зрения сторон помочь разрешить возникшую ситуацию и помочь всем участникам событий (будь-то конфликт школьника с учительницей, одноклассников или ребенка с родителями, - прим. авт.), справится с трудностями.
Но функция психолога заключается не только в этом. Хороший, грамотный специалист может помочь ребенку развить какие-то уникальные способности или справится со сложностями, а они, как правило, есть у каждого. Он также может проводить с ребятами групповые занятия в виде тренингов или уроки по психологии. Практика показывает, что детям они очень интересны.

Чем школьный специалист отличается от «просто» психолога, если можно так назвать?
- В том, что школьный специалист — это психолог, который получил базовое образование любого вуза и помимо него он может владеть техниками, приемами и навыками работы в каком-либо из различных направлений.
Однако существуют такие методы в психотерапии, как глубинный психоанализ или психокоррекция. Но они не всегда могут быть интегрированы в учебный процесс. А потому, если требуется психокоррекция, то для глубинной проработки тот же школьный психолог может посоветовать обратиться к стороннему специалисту. Тем более, что курс терапии может быть достаточно длительным, встречи занимать не меньше часа и проводится по нескольку раз в неделю. А школьный психолог - один на всю школу и не может уделять такую интенсивную помощь одному ученику. К сожалению, сложных ребят много, семейных ситуаций еще больше. Не стоит забывать, что есть и хорошие ученики, у которых возникают сложности с самооценкой. И в этом случае им также могут порекомендовать пройти курс за пределами школы.
Если обобщить все вышесказанное — задача школьного психолога оказать первую психологическую помощь, а потом посоветовать в каком направлении необходимо двигаться дальше.